Format 1322 — велосипед для катания по трейлам — трассам, проложенным на рельефной местности. Публикация фотографий модели в велосообществе Roll All Day ВКонтакте вызвало бурные обсуждения. Мнения, как часто бывает, были разносторонними, поэтому мы решили порассуждать о материале рамы и поделиться своими мыслями относительно упомянутой модели.
Популярность к велосипедам на хромомолибденовых рамах пришла с появлением массового сегмента, грубо говоря, около 100 лет назад. Стоимость технологий обработки алюминия сильно кусалась, да и немногие материалы сравнятся со сталью в тестах на усталостную прочность.
Хромомолибденовая сталь (Cr-Mo) получила маркировку 4130 из-за технологических нюансов при её производстве. Позднее появился вариант более доступный, но и уступающий в качестве — так называемая легированная или сталь повышенной прочности (Hi-Ten). Ввиду небольшого ценника, трубы весят ощутимо больше, поэтому из них варят рамы бюджетного сегмента. Хромомолибденовые, благодаря развитию технологий, приблизились по весу к алюминию, поэтому заняли нишу в среднем и дорогом ценовых сегментах.
Из стальных труб производят велосипеды для различных видов: городские, стритовые, циклокроссовые, туристические, трейловые, эндуро и другие. В одних нишах хромомолибденовые рамы более популярны, в других — менее. Однако стальные велосипеды постоянно присутствовали на рынке с момента появления. Причина тому — высокая надёжность, поскольку трещины в хромомолибденовых трубах, в сравнении с алюминиевыми, появляются только при превосходящих в 10 раз нагрузках. Сталь гасит вибрации из-за меньшей торсионной жёсткости и потому педалирование на рамах из этого материала менее эффективное.
Если вдаваться в подробности, то при выборе материала для изготовления рамы учитывают несколько параметров, поскольку недостатками и преимущества никто не отменял.
Жёсткость или модуль упругости. Способность металла сопротивляться деформации. Чем выше данный параметр, тем лучше металл поглощает энергию и меньше изгибается при нагрузках, а значит езда по рельефной местности более контролируемая. Модуль упругости стали примерно в 2 раза выше данного параметра для алюминия.
Плотность. Из-за высокой плотности сталь весит больше алюминия примерно в 3 раза, однако с учётом других параметров материала, производителям удаётся приблизиться к весу алюминиевых рам.
Относительное удлинение. Данный параметр зависит от сплава и в процентах показывает на способность растяжения металла до разрушения.
Прочность на растяжение. Зависит от производителя, сплавов, способов закаливания и т.д.
Таким образом, рамы из хромолевых сплавов редко встретишь среди шоссейных, кросс-кантрийных и трейл/эндуро и велосипедов — в дисциплинах с ездой на время. Исключение, разве что — велосипеды для циклокросса. Однако они актуальны для туристических, циклокроссовых, городских, стрит/дёрт моделей и BMX-велосипедов.
И причиной тому меньшие затраты стали для производства рамы подобной той, что получилась бы из алюминия. А если уж говорить о разнице в весе, она может быть как в 300, так и в 800 грамм: всё зависит от предназначения велосипеда. В данном случае, скорее, важно запомнить, что первоочерёдный фактор — удобство, а вес может быть просто приемлемым.
За последние 5 лет вернулся интерес к хромомолибденовой стали и количество экспериментов с созданием трейловых рам из хромоля выросло, поскольку такие велосипеды выпускают для катания в удовольствие. А там, где время играет небольшую роль, долговечность выходит на первый план.
Геометрия — лишь одна сторона монеты. Чтобы велосипед ехал так, как задумал производитель, мы должны упомянуть и другую — правильно подобранные компоненты.
Прежде всего на велосипеде для трейлового катания хочется видеть вилку, что называется, «сел и поехал». Эту роль отвели RST Vibe, которая допускает агрессивный стиль и дополнена минимумом регулировок. Колесо крепится на ось, а стандарт втулки Boost обеспечивает достаточную жёсткость для выдерживания приземлений после прыжков. На колёсах, диаметр которых, кстати, равен 29”, установлены покрышки шириной 2.4”. Таким образом сцепление с грунтом остаётся и в дождливые дни, нужно лишь подобрать подходящее давление.
Поскольку предполагается езда и вниз, и вверх, модель оснащена 11-ю передачами, а тросы и гидролинии находятся внутри труб рамы. Что касается тормозов — дисковые гидравлические Shimano Deore останавливают на крутых почти также, как и на небольшом уклоне. Для передачи большего усилия, спереди закреплён ротор диаметром 180 мм. Кроме того, производитель выбрал пневматический подседельный штырь, чтобы владелец мог на ходу регулировать высоту седла.
Как итог, по компонентам вы получаете золотую середину, если говорить о соотношении цена/качество. Пришло время перейти к ощущениям от катания на велосипеде.
Мы отметили несколько особенно понравившихся узлов. Дропауты с дополнительной косынкой у места крепления тормоза распределяют нагрузку на перья. Поскольку толщина труб небольшая, логичнее перестраховаться и тем самым продлить срок службы.
Изящности рулевому стакану придают ровные сварные швы. Они также обеспечивают высокую прочность и долговечность узла. Косынка на подседельный трубе снижает риск поломки при педалировании в высоко поднятом седле, распределяя нагрузку более равномерно.
Однако вызывало вопросы отсутствие полностью внутренней проводки. Многие производители успешно реализуют данную особенность, удобную для владельцев. Она снижает шанс повреждения тросов и гидролиний, кроме того, внешне велосипед смотрится более эстетично. Также несколько смутил кареточный узел, который, на наш взгляд, выбивается из общей дизайн-концепции.
Впечатления от езды
Признаться, мы были приятно удивлены как велосипед едет по камням, корням и другим попадающимся неровностям. Ощущение от катания на моделях, собранных на алюминиевых рамах, отличается кардинально.
Участки трасс, на которых на алюминиевой раме будто электрошоком бьёт в руки, ноги и голову, швыряет в разные стороны и скидывает с педалей, на хромолевом велосипеде проезжать более комфортно. В такие моменты становится понятно, что сталь — вполне жизнеспособный и приятный, если так можно выразиться, материал. А учитывая его свойства, можно смело сказать, что по трейлам на таком можно кататься почти вечно, без чрезмерных нагрузок.
Поэтому, если вдруг вы заинтересовались хромолевыми велосипедами для трейловой езды, приходите на сайт desport.ru или в сообщество Roll All Day — мы предложим персональную скидку!
Плюсы и минусы хромомолибденовых сплавов
Огромное значение имеет материал, из которого сделана рама. Поэтому мы решили начать с рассмотрения плюсов и минусов стали.Популярность к велосипедам на хромомолибденовых рамах пришла с появлением массового сегмента, грубо говоря, около 100 лет назад. Стоимость технологий обработки алюминия сильно кусалась, да и немногие материалы сравнятся со сталью в тестах на усталостную прочность.
Хромомолибденовая сталь (Cr-Mo) получила маркировку 4130 из-за технологических нюансов при её производстве. Позднее появился вариант более доступный, но и уступающий в качестве — так называемая легированная или сталь повышенной прочности (Hi-Ten). Ввиду небольшого ценника, трубы весят ощутимо больше, поэтому из них варят рамы бюджетного сегмента. Хромомолибденовые, благодаря развитию технологий, приблизились по весу к алюминию, поэтому заняли нишу в среднем и дорогом ценовых сегментах.
Из стальных труб производят велосипеды для различных видов: городские, стритовые, циклокроссовые, туристические, трейловые, эндуро и другие. В одних нишах хромомолибденовые рамы более популярны, в других — менее. Однако стальные велосипеды постоянно присутствовали на рынке с момента появления. Причина тому — высокая надёжность, поскольку трещины в хромомолибденовых трубах, в сравнении с алюминиевыми, появляются только при превосходящих в 10 раз нагрузках. Сталь гасит вибрации из-за меньшей торсионной жёсткости и потому педалирование на рамах из этого материала менее эффективное.
Если вдаваться в подробности, то при выборе материала для изготовления рамы учитывают несколько параметров, поскольку недостатками и преимущества никто не отменял.
Жёсткость или модуль упругости. Способность металла сопротивляться деформации. Чем выше данный параметр, тем лучше металл поглощает энергию и меньше изгибается при нагрузках, а значит езда по рельефной местности более контролируемая. Модуль упругости стали примерно в 2 раза выше данного параметра для алюминия.
Плотность. Из-за высокой плотности сталь весит больше алюминия примерно в 3 раза, однако с учётом других параметров материала, производителям удаётся приблизиться к весу алюминиевых рам.
Относительное удлинение. Данный параметр зависит от сплава и в процентах показывает на способность растяжения металла до разрушения.
Прочность на растяжение. Зависит от производителя, сплавов, способов закаливания и т.д.
Таким образом, рамы из хромолевых сплавов редко встретишь среди шоссейных, кросс-кантрийных и трейл/эндуро и велосипедов — в дисциплинах с ездой на время. Исключение, разве что — велосипеды для циклокросса. Однако они актуальны для туристических, циклокроссовых, городских, стрит/дёрт моделей и BMX-велосипедов.
И причиной тому меньшие затраты стали для производства рамы подобной той, что получилась бы из алюминия. А если уж говорить о разнице в весе, она может быть как в 300, так и в 800 грамм: всё зависит от предназначения велосипеда. В данном случае, скорее, важно запомнить, что первоочерёдный фактор — удобство, а вес может быть просто приемлемым.
За последние 5 лет вернулся интерес к хромомолибденовой стали и количество экспериментов с созданием трейловых рам из хромоля выросло, поскольку такие велосипеды выпускают для катания в удовольствие. А там, где время играет небольшую роль, долговечность выходит на первый план.
Геометрия и компоненты
Геометрия велосипеда свойственна схожим линейкам других производителей. Отличительные черты:- короткие перья,
- низкая каретка,
- острый угол рулевой.
Геометрия — лишь одна сторона монеты. Чтобы велосипед ехал так, как задумал производитель, мы должны упомянуть и другую — правильно подобранные компоненты.
Прежде всего на велосипеде для трейлового катания хочется видеть вилку, что называется, «сел и поехал». Эту роль отвели RST Vibe, которая допускает агрессивный стиль и дополнена минимумом регулировок. Колесо крепится на ось, а стандарт втулки Boost обеспечивает достаточную жёсткость для выдерживания приземлений после прыжков. На колёсах, диаметр которых, кстати, равен 29”, установлены покрышки шириной 2.4”. Таким образом сцепление с грунтом остаётся и в дождливые дни, нужно лишь подобрать подходящее давление.
Поскольку предполагается езда и вниз, и вверх, модель оснащена 11-ю передачами, а тросы и гидролинии находятся внутри труб рамы. Что касается тормозов — дисковые гидравлические Shimano Deore останавливают на крутых почти также, как и на небольшом уклоне. Для передачи большего усилия, спереди закреплён ротор диаметром 180 мм. Кроме того, производитель выбрал пневматический подседельный штырь, чтобы владелец мог на ходу регулировать высоту седла.
Как итог, по компонентам вы получаете золотую середину, если говорить о соотношении цена/качество. Пришло время перейти к ощущениям от катания на велосипеде.
Личные впечатления
Внешний вид и технические решенияМы отметили несколько особенно понравившихся узлов. Дропауты с дополнительной косынкой у места крепления тормоза распределяют нагрузку на перья. Поскольку толщина труб небольшая, логичнее перестраховаться и тем самым продлить срок службы.
Изящности рулевому стакану придают ровные сварные швы. Они также обеспечивают высокую прочность и долговечность узла. Косынка на подседельный трубе снижает риск поломки при педалировании в высоко поднятом седле, распределяя нагрузку более равномерно.
Однако вызывало вопросы отсутствие полностью внутренней проводки. Многие производители успешно реализуют данную особенность, удобную для владельцев. Она снижает шанс повреждения тросов и гидролиний, кроме того, внешне велосипед смотрится более эстетично. Также несколько смутил кареточный узел, который, на наш взгляд, выбивается из общей дизайн-концепции.
Впечатления от езды
Признаться, мы были приятно удивлены как велосипед едет по камням, корням и другим попадающимся неровностям. Ощущение от катания на моделях, собранных на алюминиевых рамах, отличается кардинально.
Участки трасс, на которых на алюминиевой раме будто электрошоком бьёт в руки, ноги и голову, швыряет в разные стороны и скидывает с педалей, на хромолевом велосипеде проезжать более комфортно. В такие моменты становится понятно, что сталь — вполне жизнеспособный и приятный, если так можно выразиться, материал. А учитывая его свойства, можно смело сказать, что по трейлам на таком можно кататься почти вечно, без чрезмерных нагрузок.
Поэтому, если вдруг вы заинтересовались хромолевыми велосипедами для трейловой езды, приходите на сайт desport.ru или в сообщество Roll All Day — мы предложим персональную скидку!
Товары